Государственная служба финансового мониторинга в письме № 3028/0340-07-3 предоставила нотариусам как субъектам первичного финмониторинга некоторые рекомендации.
В частности, в документе отмечено следующее:
1. В соответствии с пп. «г» п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» специально определенными субъектами первичного финансового мониторинга являются, в частности, нотариусы, в случаях, предусмотренных ст. 6 и 8 Закона.
Таким образом, нотариус сообщает в Госфинмониторинг о финансовых операциях по удостоверению договора купли-продажи недвижимости на сумму, которая равняется или превышает 400000 грн. либо равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400000 грн., которые подлежат финансовому мониторингу по признакам, определенным ст. 16 Закона, лишь в случае если у него возникают подозрения, что такие операции связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или если они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма.
В таких случаях согласно ч. 4 ст. 12 Закона представление нотариусом информации в Госфинмониторинг в установленном порядке не является нарушением профессиональной тайны.
В то же время нотариусы исполняют обязанности субъекта первичного финансового мониторинга, если они участвуют в подготовке и осуществлении правовых сделок, определенных ч. 1 ст. 8 Закона. То есть при удостоверении других договоров, указанных в ч. 1 ст. 8 Закона, нотариус обязан исполнять другие обязанности (кроме сообщения Госфинмониторинг), предусмотренные Законом для специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга (идентификация клиентов, регистрация финансовых операций, хранения документов и т. п.).
2. В соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 6 Закона субъект первичного финансового мониторинга, в том числе и нотариус, обязанный хранить документы относительно идентификации лиц, которые провели финансовую операцию, что по закону подлежит финансовому мониторингу, а также все документы, касающиеся деловых отношений с клиентом, не менее пять лет по завершению деловых отношений, а все необходимые данные об операциях - не менее пять лет по завершению операции (при этом сроки хранения документов могут быть продолжены соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга в порядке, установленном законодательством).
Следовательно, вышеупомянутые документы должны храниться в течение пяти лет в случае, если проведенная финансовая операция подлежит финансовому мониторингу. В другом случае документы не хранятся.
3. Лишь в случае, когда информация о финансовой операции не подпадает ни под одно из вышеописанных оснований, такая информация в Реестр субъекта первичного финансового мониторинга не вносится.
4. Субъект первичного финансового мониторинга самостоятельно избирает, каким образом будет хранить документы относительно идентификации клиентов - оставив копии документов или храня анкету клиента.
5. Перечень необходимых мер для дополнительного изучения клиентов, которые характеризуются повышенной степенью риска, может быть дополнен субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно с учетом специфики его деятельности.
6. Внутреннему финансовому мониторингу могут подлежать финансовые операции клиентов с любым уровнем риска.
7. Информация подается в Госфинмониторинг в случае наличия достаточных оснований подозревать, что финансовая операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
|